…Утром следующего дня, позавтракав, мы спустились в холл гостиницы и дождались своего гида. Он собрал группу туристов, и, угостив нас всех бокалом фруктового испанского вина сангриа, рассказал об экскурсиях, что и как. Мы сразу купили тур на корриду, которая должна была состояться тем же днем. А пока решили пройтись по городку и посмотреть окрестности.
По городку курсирует маленький поезд, но это, конечно, не тот поезд, что ездит по рельсам. Просто автомобиль в виде паровозика с вагончиками. Уплатив 900 песет на двоих за полный круг по городу, мы залезли в вагончик и поехали кататься. Это было прекрасно! Душа поет, сердце колотится, повсюду солнце, веселая музыка, улыбчивые люди! Мы ехали и снимали лавочки, дома, пальмы и людей. Испанцы махали нам руками – и мы были счастливы! Сделав круг и основательно протрясясь в вагончике, мы высадились около отеля и пошли в номер, чтобы готовиться к поездке в Барселону на корриду.
В 2 часа пополудни за нами приехал оранжевый автобус компании Pujol и мы отправились на экскурсию. Экскурсоводом оказалась мы так и не поняли кто – то ли испанка, то ли русская девушка по имени Марта. Внешность-то у нее была чисто испанская, но по-русски говорила вообще без малейшего акцента, так что мы и засомневались. По дороге она рассказала о корриде, традиционном испанском зрелище. Оказывается, что пошла коррида с такого момента, когда однажды бык напал на правителя, а подоспевший вовремя человек спас его, убив животное. Это было много веков назад; история боя быков очень древняя. Изначально коррида была конной. Но истинным начинателем сегодняшней корриды, когда человек не сидит на лошади, а находится на земле, стал Франсиско Ромеро в XVIII веке. С тех пор коррида, превратившаяся в зрелище, претерпела небольшие изменения правил, дойдя до наших дней.
Справедливо будет сказать, что Барселона, где мы отдыхали, не относится чисто к Испании. Это столица независимой области – Каталонии. Каталонцы и испанцы – две совершенно разные нации, у них даже языки не имеют ничего общего друг с другом, и испанцы не понимают каталонцев. Так вот коррида – традиция чисто испанская, а каталонцы, напротив, не приверженцы ее. Они больше любят футбол и с ума сходят именно по нему.
Мы приехали за несколько часов до зрелища, поэтому отправились коротать время в парк Барселоны. Попутно мы прошлись до Триумфальной арки и сделали несколько снимков. Ужасно хотелось пить, но дело было в воскресенье, и все магазины были закрыты. Закрыто было вообще все, что можно! С трудом мы отыскали тетку, которая перед входом в парк продавала с лотка воду и мороженое. В самом парке удалось перекусить в кафешке, гду мы по незнанию купили бутербродик, в последствии оказавшимся не менее сантиметров 35 в длину, а также отведали густого белого напитка орчата (horchata). На вкус это было что-то крахмальное (а мы-то уж боялись, что это что-то от быка, хе-хе); как выяснилось потом, орчата делается из местных орехов чуффа. Отгуляв положенное время, мы снова погрузились в автобус и поехали к зданию корриды.
В Барселоне построены два здания корриды. Но одно из них закрыто, поскольку, как я уже говорил раньше, коррида в Каталонии не популярна, и если мне не изменяет память, оно даже переоборудовано в футбольный стадион. Народ приближался к зданию большими толпами; большинство, конечно, составляли туристы.
Вокруг большой арены размещаются ряды для зрителей. Чем ближе к центру, тем культурнее, но для туристов билеты предлагались самые дешевые, поэтому сидеть пришлось на каменных ступенях. Мужчинам это неважно, а женщинам, чтобы не застудить свои прелести, пришлось брать напрокат подушечки, ибо камень все же холодный.
По правилам на корриде 3 матадора (“матадор” по испански – “убийца”) убивают 6 быков, по 2 каждый. Зрелище обычно продолжается в течение 2-2,5 часов, но может и затянуться. Это уже зависит от матадора: ему полагается “играть” с быком не менее 15 минут. Быки выращиваются для корриды специально. Это отдельная порода, которая чисто на взгляд выглядит менее крупной, чем обычные быки. Они живут в обычном стаде, где в течение жизни их подготавливают к корриде при помощи палок, криков и прочего, и по достижении 4-5 летнего возраста быки попадают на сцену боя.
Из специального загона выпускают быка с уже приколотой к холке кокардой-розочкой. То есть у него уже есть изначальная рана. Помощники то там, то там показываются из-за ограды с желто-малиновыми полотнами, которые называются капоте, и гоняют зверя. Вопреки сложившемуся мнению, что красный цвет раздражает животное, бык совершенно не различает цвета, а бежит лишь на то, что движется. Затем на сцене появляются пикадоры на лошадях. У лошадей глаза закрыты шорами, иначе лошадь видит быка и пугается его. Пикадоры длинными пиками должны колоть и раззадоривать быка, а он пытается повалить лошадь. Естественно, что лошадь обвешана броней со всех сторон. Бык практически всегда настойчиво пытается завалить наездника, поэтому пикадоры пользуются пиками больше для того, чтобы защитить себя. Это не вызывает одобрения у зрителей, и в общем, профессия пикадора не в почете у местного населения. Затем бандерильерос втыкают в холку быку небольшие пики с мишурой, которые и называются бандерильи. Это делается за три захода по две бандерильи. Не всегда бывает, что удается воткнуть их обе, но эту процедуру не переигрывают; как получится, так и получится. Естественно, что чем удачнее, тем зрелищнее. Когда бык заведен, на сцену выходит матадор (он же тореадор – хотя в испанском нет такого понятия) с конечной целью убить быка. Матадор – самая почетная профессия в Испании, и это самые богатые люди. Как я уже говорил, тореро (прим: “тореро” – это любой участник корриды, здесь имеется в виду матадор) дается 15 минут на то, чтобы убить быка.
Не обязательно, что зрелище будет проходить именно так. Бывает, что бык попадается вялый и сам боится людей. Его заводят насколько можно, но если зрителям это не нравится, быка уводят со сцены и меняют на другого. Если же бык насколько боится, что не хочет уходить, то на арену выпускают коров. Зверь бежит за коровами, но это в Испании считается уже большим позором для быка. (Хотя, конечно, непонятно, какая ему разница?)
Но это все краткое отступление. И вот началось зрелище. Зазвучал оркестр. Под звуки инструментов на арену вышли тореадоры, бандерильерос, пикадоры на лошадях. Они сделали круг и ушли за ограждение. Управляющий корридой взмахнул платком, и на арену выпустили первого быка. Бык попался действительно очень качественный по меркам корриды. Он действовал как надо, и публика вижзала от восторга!
Зверь был разъярен не на шутку, когда на сцену выехали пикадоры на лошадях. Подбежав к лошади, это животное, намного меньше ее по размерам, оказалось настолько сильным, что без труда рогами завалило лошадь и даже перевернуло ее! Зрители повскакивали со своих мест, так как кадр был действительно взбудораживающим!! Этот момент запечатлен слева и справа.
К счастью, подоспели помощники и отвлекли быка капоте. Бедная лошадь тем временем была поставлена на ноги, и было видно, что они у нее дрожат и подгибаются, настолько животное было перепугано.
А тем временем шоу продолжается. На арене появляется бандерильеро с двумя бандерильями. Пока он готовится к тому, чтобы вонзить их в холку быка, помощники отвлекают животное. Затем они останавливаются, и бык наконец переводит свой взгляд на человека. Бандерильеро разбегается, приближаясь к быку, чуть подпрыгивает и в прыжке наносит двойной укол. Получилось: обе бандерильи остались воткнутыми в шкуру животного. Иногда всадить обе не получается, впрочем, об этом я уже говорил. Но нашему быку “повезло” (если это можно назвать везением для него) – в зверя всадили все шесть бандерилий – то есть очень удачно по меркам корриды.
А мрачная игра все идет. Это не просто игра, это четко поставленный спектакль. Здесь у каждого своя роль, свои движения и техника. Все имеет значение, поэтому это воистину великое и незабываемое зрелище.
И вот на сцену выходит матадор. Это и есть главный (после быка, наверное) участник зрелища. Именно от него зависит, насколько оно будет эффектным. При содействии помощников тореадор доводит быка до высшей точки ярости. Потом тореро остается на арене один на один с быком. Кровоточащие раны на спине животного уже превратили мишуру бандерилий в хлюпающие красно-черные тряпки. А тореадор делает красивые жесты, дразня животное мулетой (красное полотно), обращаясь к публике, поворачиваясь к быку спиной – здесь есть большая доля артистизма, чтобы показать то, что он боится этого зверя не больше, чем комара на ладони. Зрители заводятся все больше и больше, и уже орут: “Коли его!”
Но матадор явно не торопится. Он чувствует свою силу и свою власть над животным, и продолжает играть с ним, дразня животное полотном мулеты. Это честный бой, и действительно опасный. Ведь любая ошибка может стоить человеку жизни. Споткнуться и упасть – это чревато сильными увечьями, ведь тореадор находится здесь один, и некому будет отвлечь разъяренного быка. Было бы у животного чуть больше интеллекта – а силы у него хватает – и человеку никогда не устоять перед горой мускулов, пыщущей жаром и бешенством. Наконец тореро подходит к ограждению и берет шпагу с загнутым концом. Ее нужно всадить точно в определенное место на холке, чтобы шпага дошла до сердца и пронзила его. Разумеется, тореро идеально знает, как устроен бык, чтобы добиться конечного результата, но далее уже играет конкретный случай. Если удается убить быка с первого раза, это считается верхом профессионализма. Но не беда, если бык поляжет со второй попытки. Но третья-четвертая уже считаются слабым выступлением, и это вызывает разочарование у зрителей. (Только единственный раз публика простила четвертую попытку их самому известному испанскому матадору, потому что он был настолько знаменит и профессионален, что зрители закрыли глаза на единственный промах). И вот, тореадор приготовился к выпаду. Замолкла музыка, затихли ряды. Замер тореадор, замер и бык. Внезапное мановение сорвало руку с места, и шпага воткнулась в быка. Но это был промах – она уперлась в кость и отскочила.
По правилам тореадор должен взять новую шпагу. Он недолго возился с быком, и вот приготовился нанести повторный удар. На сей раз все получилось, и шпага вошла в тело по самую рукоять. Тут же подбежали помощники с капоте и начали крутить ими вокруг быка, чтобы в конечном итоге у того закружилась голова и он быстро упал. Бык был очень силен и простоял чуть ли не с минуту. Но потом ноги подогнулись, и бывшее сильным и грозным, животное рухнуло на колени, а потом повалилось набок. Быка тотчас добили, ударив в голову коротким кинжалом. Зверь дернул конечностями и умер.
Но арену выехала тройка лошадей. Быка прицепили за рога и под аплодисменты быстро увезли. Это было очень удачное выступление. Тореро сделал круг, приветствуя публику шляпой, играл оркестр, а аудитория кричала и хлопала в ладоши! При таком удачном исходе полагается отдавать честь тореадору, махая белыми платочками, и действительно, местные жители четко следовали этому правилу. За проявленное мастерство тореро награждают отрезанными у быка ушами, как это и было в этот раз.
Туша быка потом разделывается и мясо продается любителям бычины. Конечно, есть тонко нарезанные куски мяса рискнет только большой гурман, туристы же это делать опасаются. Кстати, известный анекдот про деликатную часть быка является правдой (в отношении животного): она действительно продается в рестораны и является очень дорогим и изысканным блюдом.
Потом убили еще 5 быков, но это уже было не так захватывающе. К тому же у нас жутко разболелась голова и зубы, и мы, не дождавшись последнего быка, пошли к месту стоянки автобуса. Экскурсия не заканчивалась на этом, и нас ожидали поющие фонтаны Барселоны…
Автор: King Midas