Автор: Валентин Мальцев

Как и почему в Каталонии кастрировали традиции

392_300_19017Парламент испанской провинции Каталония запретил проводить корриду. Национальный символ, торжество мужества и адреналина, оказались вне закона. Безопасность превыше всего? Противники такого решения парламента говорят, что оно дорого обойдётся стран, прежде всего в финансовом плане.

Событие это вызвало необычайный международный резонанс. На мероприятии, посвящённом запрету корриды, присутствовало 350 журналистов. Ни одно заседание провинциального парламента в Европе ещё никогда не вызывало такого интереса. Причина очевидна: судьба корриды в разгар туристического сезона интересовала едва ли не каждого европейца. И вот бой с быками оказался вне закона.

Что там характер — язык, на котором говорят жители Каталонии, порядком отличается от того, на котором общаются, например, жители Мадрида. Каталанский и кастильский языки похожи между собой, как русский и украинский. То есть понять-то отдельные фразы жители Испании, конечно, могут. Но вот общаться на каталанском без специальной подготовки даже испанцам не всегда под силу. И упаси Боже назвать каталанский диалектом. Это полноценный и любимый каталонцами древний язык их предков.

Быть каталонцем

Fiesta Brava, или «смелый праздник», как его здесь называют, проводился издавна. Суть торжества проста: специально обученный мастер, матадор, выходит с кинжалом и красной тряпкой на одну площадку с разъярённым быком и начинает злить его ещё больше. Когда накал действа доходит до предела, тореадор убивает быка. Такое вот торжество насилия над животными и адреналина — над скукой. Зрелище, надо сказать, было настолько захватывающим, что им восхищался даже Эрнест Хемингуэй и ряд других известных писателей. Скорее всего, это был самый популярный праздник в Европе, куда стекалось невероятное количество туристов.

Инициатором запрета выступила местная организация Prou! («Довольно!»), которая называла корриду узаконенным мучением животных. По её мнению, этот спектакль выставлял страну в дикарском образе перед всем миром, что в целом приносило имиджу государства больше вреда, чем пользы. Противники запрета взывали к разуму: дескать, миллионы испанцев воспитывались на примерах мужественных матадоров, которые не боялись регулярно смотреть в лицо смертельной опасности. Рационально мыслящие экономисты тоже выступали против: «праздник смелости» приносил бюджету Каталонии сотни миллионов евро в год, а потому отказ от него в разгар национального экономического кризиса выглядит как минимум глупо.

Эксперты, опрошенные газетой The Wall Street Journal, говорят, что единственный мотив, которым руководствовались каталонские парламентарии, был сугубо внутриполитическим. Дело в том, что жители этой провинции давно настаивают на необходимости борьбы за собственную политическую независимость. Во-первых, жители этих территорий не отождествляют себя с испанцами, во-вторых, живут они здесь намного богаче, чем жители других территорий страны. Коррида же для многих каталонских политиков есть не что иное, как символ «испанского империализма», от которого нужно избавиться. У многих каталонских партий с сепаратистским уклоном отмена корриды стояла чуть ли не главной задачей их программ. Так или иначе, судьба вопроса решилась буквально одним голосом: сторонников запрета в парламенте оказалось 68, противников — 55. 9 человек воздержалось. Если бы в защиту корриды выступил хотя бы один из воздержавшихся, запрет бы провалился. Но, видать, такова политическая судьба этого праздника.

Коррида в Каталонии всегда привлекала множество туристов. И это при том, что для самих каталонцев этот праздник не очень-то значителен: большинство боёв с быками по-прежнему проходит в Мадриде. Большинство зрителей этого действа — иностранцы. Билеты на шоу продаются по цене около 40 евро. Экономическое значение корриды трудно переоценить. Ещё в 2007 году главная площадка для боёв быков — La Monumental — продала 111 060 билетов на корриду. Суммарно они заплатили арене 4,5 млн евро. А количество проданных сувениров и съеденных порций паэльи и вовсе не поддаётся учёту.

Больше всего от нового закона пострадало семейство Педро Баланьи, который взял в аренду La Monumental на 99 лет и уже оплатил её. По подсчётам экспертов, даже после выплат всех правительственных компенсаций и «неустоек» его семья потеряет в виде незаработанных денег порядка 250 млн евро. Правительству также предстоит выплатить суммарно 300 млн евро всем тем, кто до сих пор занят в индустрии боёв быков, но потеряет работу. Стоит, правда, отметить, что запрет вступит в свою законную силу лишь 1 января 2012 года, то есть почти через полтора года. А потому все желающие могут на корриду успеть. Если говорить грубо, но откровенно, защитники прав животных, выступавших за запрет, не пожалели при этом массу людей, для которых бои быков были единственным источником существования. А таких людей в Каталонии — тысячи.

Традиции испанской корриды прекрасно прижились в Эквадоре, став частью местной культуры. Вместе с тем они приобрели в Новом Свете ярко выраженную национальную окраску. Небольшой городок Мачачи находится к югу от столицы. Ежегодно в июле здесь проводится праздник чаграс под названием «Пасео дель Чагра». Со всей страны сюда стекаются любители острых ощущений, ведь гвоздь программы — коррида, в которой принимают участие все желающие.

«Пасео дель Чагра» в Мачачи

Что по этому поводу думают сами каталонцы, понять не так легко. С одной стороны, 180 тыс. подписей в поддержку запрета среди них собрали. С другой — опросы общественного мнения показывают, что многие из них всё же будут тосковать по корриде. Вот вам простой пример: газета El Pais провела собственный опрос населения и выяснила, что 60% испанцев не одобряют боя быков, однако 57% выступают против полной отмены корриды. Такие вот противоречия. Впрочем, сторонники корриды не собираются сдаваться и уже заявили, что обжалуют решения парламента Каталонии в Конституционном суде.

Как бы то ни было, сейчас по стране ожидают волну массовых протестов против корриды и в других провинциях: защитники прав животных будут брать пример со своих каталонских коллег. Об этом говорят местные журналисты, которые ждут появления запретов на проведение корриды по всей стране. В год во всех этих шоу в Испании закалывают 14 тыс. быков.

Ещё один немаловажный момент. Популярное в Испании развлечение, собирающее тысячи туристов со всего мира, — забег с быками по улицам города, во время которого разъярённые животные догоняют желающих получить свою дозу адреналина. Развлечение действительно опасное: в июле 2009 года на фестивале Сан-Фермин в испанской Памплоне погиб 27-летний житель Мадрида, ещё девять человек были ранены. Всего с 1924 года на этом празднике во время бега быков погибли 14 человек. Противники корриды, естественно, будут опираться и на эти цифры в своей борьбе.

Но как же национальная гордость? «Конечно, коррида — жестокое зрелище, но оно несёт в себе эмоциональное и духовное обогащение, подобно тому, какое несут произведения Бетховена и комедии Шекспира», — уверен перуанский писатель Марио Варгас Льоса. Таким образом, борьба за жизнь и смерть быков только начинается…

Источник: "Частный Корреспондент"